Автоматизация категорирования объектов КИИ: почему ручной подход устарел

Автоматизация категорирования объектов КИИ: почему ручной подход устарел

Дата публикации 19 сентября 2025
Экспертный опыт

В современном цифровом ландшафте усиление кибератак на субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) представляет собой серьёзный вызов для национальной безопасности и стабильности государства и ключевых отраслей экономики.

Несмотря на растущее вовлечение субъектов КИИ в процесс категорирования — о чём свидетельствует увеличение числа объектов КИИ на 37% — фактическая эффективность этого процесса остаётся недостаточной. Как подчеркнул в своём выступлении на Инфофоруме-2025 представитель ФСТЭК России, хотя тенденция к повышению устойчивости КИИ РФ сохраняется, низкий процент успешного категорирования продолжает оставаться проблемой. Это подтверждается и статистикой: из года в год всё больше организаций привлекается к административной ответственности, только в 2024 году за нарушения в этой сфере привлекли больше 300 организаций.

Эта статья предназначена для ИБ-специалистов и руководителей, которые уже работают с требованиями к объектам КИИ. Если вы именно такой специалист — значит, вам знакомы сложности процесса категорирования. Давайте вместе разберём, как правильно его организовать и интегрировать в систему организационной безопасности, чтобы не только соответствовать требованиям регулятора, но и повысить общий уровень защищённости организации.


Процедура категорирования объектов КИИ: основные этапы

Категорирование объектов КИИ является обязательной процедурой для всех субъектов КИИ в соответствии с Федеральным законом № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». С 1 января 2018 года каждая организация, признанная субъектом КИИ, должна провести инвентаризацию своих информационных систем, автоматизированных систем управления и сетей, оценить их значимость и присвоить соответствующую категорию (или признать незначимым), после чего направить эти данные во ФСТЭК России.

Для того чтобы корректно определить категорию значимости объекта КИИ, необходимо спрогнозировать ущерб от нарушения или полного прекращения его функционирования. При этом важно учитывать не только прямое влияние на каждый объект, но и их системные взаимосвязи, а также риски комбинированных атак, когда одновременное воздействие на несколько элементов инфраструктуры приводит к последовательному нарушению работы систем.

На практике субъекты КИИ часто сталкиваются с огромным масштабом задач: количество систем может достигать тысяч, и каждая из них требует детальной оценки. Неочевидность взаимозависимостей и сложность прогнозирования последствий делают категорирование крайне непростой процедурой. Её успех напрямую зависит от глубокого понимания как технологической архитектуры, так и бизнес-процессов организации.

Процесс категорирования включает три основных блока работ:

1.    Организационный этап: создание комиссии с изданием соответствующего приказа или распоряжения, инвентаризация информационной инфраструктуры субъекта КИИ, выявление перечня систем, отвечающих за бесперебойную работу бизнес-процессов и соответствующих признакам типовых отраслевых объектов КИИ.

2.    Аналитический этап: оценка угроз, определение категорий значимости объектов КИИ, оформление актов категорирования.

3.    Отчётный этап: направление материалов во ФСТЭК России и разработка регламента передачи сведений в НКЦКИ о компьютерных инцидентах.

Автоматизация_категорирования_КИИ_02.jpg

Какие сведения необходимо направить во ФСТЭК России?

Результаты работы комиссии по категорированию фиксируются в акте. В данном документе указываются информация об объекте КИИ, присвоенная категория значимости либо обоснование отсутствия необходимости её присвоения. В течение 10 рабочих дней после утверждения акта субъект КИИ обязан направить уполномоченным органам следующие сведения:

− сведения об объекте КИИ;

− сведения о субъекте КИИ;

− сведения о взаимодействии объекта КИИ и сетей электросвязи;

− сведения о лице, эксплуатирующем объект КИИ;

− сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на объектах КИИ, в том числе средствах, используемых для обеспечения безопасности объекта КИИ и их сертификатах соответствия требованиям по безопасности информации (при наличии);

− сведения об угрозах безопасности информации и о категориях нарушителей в отношении объекта КИИ либо об отсутствии таких угроз;

− возможные последствия в случае возникновения компьютерных инцидентов на объекте КИИ либо сведения об отсутствии таких последствий;

− категорию значимости, которая присвоена объекту КИИ, или сведения об отсутствии необходимости присвоения одной из категорий значимости, а также сведения о результатах оценки показателей критериев значимости, содержащие полученные значения по каждому из рассчитываемых показателей критериев значимости с обоснованием этих значений или информацию о неприменимости показателей к объекту с соответствующим обоснованием;

− организационные и технические меры, применяемые для обеспечения безопасности объекта КИИ, или сведения об отсутствии необходимости применения указанных мер (п. 17 Постановления Правительства РФ № 127).

Для проведения категорирования необходимо не просто создать комиссию, но и привлечь специалистов из разных смежных отделов, чтобы получить от каждого нужные данные для оценки. Комиссия формируется приказом руководителя и включает ответственных из IT, технического департамента, службы информационной безопасности, финансового, юридического и других профильных подразделений. Каждый специалист отвечает за своё направление.

Так, IT-подразделение предоставляет списки компьютерной техники, серверов, сетевого оборудования, программного обеспечения, лицензий и другой IT-инфраструктуры. Отдел эксплуатации оборудования/технический департамент отвечает за данные по технологическому, промышленному и производственному оборудованию. Служба информационной безопасности даёт сведения по классификации и обеспечению безопасности информационных систем и объектов КИИ. Финансово-экономический отдел поставляет данные для оценки экономической значимости активов и помогает с финансами и бухгалтерией. Юридический отдел предоставляет документы, лицензии, нормативно-правовую информацию, а также данные о правах собственности. Кадровый отдел отвечает за информацию о персонале и специалистах, участвующих в эксплуатации и учёте активов. Отдел по защите государственной тайны предоставляет данные о специальных объектах с ограниченным доступом. Отдел по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям участвует в оценке рисков и безопасности. Такой междисциплинарный подход обеспечивает полноту и корректность данных для правильного категорирования объектов. При этом если в процессе работы возникают сложности с определением источников информации, всегда есть возможность обратиться за разъяснениями к профильным отраслевым ведомствам. Это позволяет оперативно устранить неясности и обеспечить соответствие процесса актуальным требованиям регуляторов.

Возникает закономерный вопрос: как же рассчитать значения по показателям критериев значимости?

Несмотря на то, что процесс категорирования реализуется с 2018 года, единой утверждённой методики расчёта до сих пор не существует. На практике каждый субъект КИИ вынужден самостоятельно интерпретировать требования, что создаёт значительные риски разночтений и ошибок. В этой ситуации наиболее надёжным ориентиром остаются ведомственные методические документы, на которые следует опираться в первую очередь. Они помогают выработать более унифицированный подход и снизить субъективность при оценке значимости объектов КИИ.

Каждому значимому объекту КИИ присваивается категория значимости — первая, вторая или третья, где первая является наивысшей. Категория определяется исходя из возможного масштаба последствий при нарушении его функционирования: социальных, политических, экономических, экологических, иных видов вреда. Таким образом, точность расчёта показателей напрямую влияет на корректность определения категории и, как следствие, на уровень защищённости объекта.

На подготовку и отправку документов регулятору отводится всего 10 дней при первичном категорировании и 20 дней при внесении изменений в сведения, поэтому откладывать подготовку нельзя. При этом сам процесс категорирования и разработка организационно-распорядительной документации остаются крайне ресурсоёмкими задачами, требующими систематического контроля.

Ситуацию усложняет и обновлённое требование Постановления Правительства РФ № 127: субъект КИИ планово каждые 5 лет должен пересматривать присвоенные категории значимости объектов, а также внепланово – в случае любых изменений показателей или значений критериев значимости (п. 21 Постановления Правительства РФ № 127). К этому добавляется требование Постановления Правительства № 1912, которое предписывает проводить на объектах КИИ полноценную инвентаризацию со сбором детальной информации об оборудовании. Это дополнительно увеличивает нагрузку на специалистов и окончательно подтверждает, что ручные методы категорирования безнадёжно устарели.

В таких условиях автоматизация становится не просто удобным инструментом, а ключевым условием для обеспечения непрерывного соответствия требованиям регуляторов. Она позволяет сосредоточить ресурсы на реальных угрозах, а не на рутине.

 

Автоматизация категорирования: переход от проблем к эффективному решению

В этой главе мы подробно разберём, какие преимущества даёт вам автоматизация процессов категорирования.

В результате сравнения ручного и автоматизированного подходов мы выделили пять болевых точек, которые неизбежно возникают при ручном категорировании:

1.    Высокая трудоёмкость и длительность процесса, особенно при наличии сотен или тысяч объектов КИИ. Процесс требует полной инвентаризации сотен или тысяч взаимосвязанных активов и глубокого анализа всех технологических и бизнес-процессов, что отнимает колоссальное количество времени и сил высококвалифицированных специалистов. Поддержание в актуальном состоянии организационно-распорядительных документов и особенно модели угроз лишь усугубляет нагрузку на специалистов.

2.    Высокий риск ошибок. Человеческий фактор, невнимательное прочтение требований и сложность расчёта критериев значимости объектов КИИ часто приводят к некорректным результатам. Организации ошибочно определяют границы объектов КИИ, не учитывают комплексные угрозы, что ставит под удар всю последующую работу по защите информации.

 
Автоматизация_категорирования_КИИ_04.jpg

Тревожным подтверждением этой тенденции служат данные регулятора. По результатам контрольных мероприятий 2024 года ФСТЭК России выявил многочисленные нарушения в сфере категорирования объектов КИИ. Аудиторская выборка показала, что почти у половины проверенных субъектов (49%) был зафиксирован низкий уровень защищённости. Ещё для 31% характерен средний уровень, и лишь для 11% — базовый, что подразумевает соблюдение всех требуемых мер защиты. Эти цифры красноречиво свидетельствуют: ошибки на начальном, категорирующем этапе напрямую ведут к системным пробелам в системе безопасности.

P.S. О частых критических ошибках при категорировании объектов КИИ читайте в нашем Telegram-канале «Экосистема Альфа»!

3.    Отсутствие централизованного управления данными и документацией. Когда каждый документ хранится локально, а версии теряются в почте или чатах, обеспечить согласованность информации между отделами становится практически невозможно. Это приводит к дублированию усилий, противоречиям в данных и затяжным процессам согласования.

4.    Сложности с правильным и своевременным хранением, учётом и ведением архивов документов по категорированию, потеря старых версий документов и нарушение сроков утверждения, что снижает качество и достоверность процедур.

5.    Риски устаревания информации и несоблюдения нормативных требований. Законодательство в сфере КИИ постоянно обновляется. Эти изменения требуют немедленного внесения правок во все связанные документы — от актов категорирования до моделей угроз. При ручном подходе каждое такое обновление превращается в масштабную операцию: специалистам приходится вручную проверять десятки документов, вносить изменения и заново согласовывать их со всеми ответственными лицами. Это не только отнимает недели работы, но и создаёт риски пропустить критически важное требование или допустить противоречие между документами.

Всё это усугубляется тремя ключевыми факторами, которые превращают ручное категорирование в мину замедленного действия.

Во-первых, острая нехватка квалифицированных специалистов, способных комплексно работать на стыке законодательства, нормативных требований и практик безопасности КИИ. Даже опытные ИБ-специалисты часто не обладают глубокими знаниями постоянно меняющихся требований ФСТЭК России.

Во-вторых, текучка кадров. Даже если организации удаётся найти и подготовить квалифицированного специалиста, всегда сохраняется риск его ухода. При этом весь накопленный опыт, понимание специфики объектов КИИ и установленные процессы могут уйти вместе с сотрудником. Новому специалисту приходится практически с нуля разбираться в архитектуре систем, изучать историю принятия решений и заново выстраивать взаимодействие с регуляторами.

В-третьих, низкая мотивация и недостаточное понимание субъектами КИИ критической важности этой процедуры. Хотя число организаций, признавших себя субъектами КИИ, существенно возросло, многие организации до сих пор воспринимают категорирование как формальность, навязанную регулятором, а не как инструмент повышения собственной устойчивости. Особенно это характерно для компаний, которые не идентифицируют себя как субъекты КИИ, несмотря на объективные признаки отнесения. В таких условиях процедура выполняется «для галочки» — документы готовятся по шаблонам, данные подгоняются под желаемый результат, а реальные процессы и активы не отражаются в полном объёме. Это создаёт иллюзию комплаенса, но на деле оставляет критическую инфраструктуру уязвимой для актуальных угроз.

В совокупности эти проблемы формируют порочный круг: нехватка кадров приводит к ошибкам, ошибки — к недоверию к процессу, а недоверие — к формальному подходу, который лишь создаёт иллюзию контроля над рисками. Разорвать этот круг возможно только за счёт перехода к автоматизированным решениям, которые позволят не только исключить ключевые риски ручного подхода, но и фундаментально трансформировать процесс: обеспечить централизованное управление данными, гарантировать соответствие актуальным нормативным требованиям и сократить время проведения процедур с месяцев до недель. Автоматизация становится не просто инструментом оптимизации, а стратегическим активом, который позволяет сосредоточить ресурсы на реальных угрозах, а не на рутинных операциях.

Именно такой подход кардинально меняет парадигму работы с КИИ. Вот ключевые преимущества, которые вы получаете при автоматизации категорирования:

1.    Полный контроль над процессом и отсутствие зависимости от сторонних организаций. В отличие от моделей с привлечением подрядчиков, автоматизация позволяет проводить аудит и категорирование силами собственных специалистов в любое время, без ожидания внешних экспертов и сложных организационных процедур. Например, при добавлении нового сервера вы можете оперативно внести его в систему и обновить модель угроз – без отправки данных третьим лицам и с полным сохранением конфиденциальности.

2.    Единая панель управления всеми активами, которая формирует целостную цифровую карту инфраструктуры. Это позволяет в реальном времени отслеживать взаимосвязи систем, анализировать риски на уровне всего предприятия и легко масштабировать решение при появлении новых объектов. Например, вы можете одномоментно оценить, как добавление нового сервера повлияет на общую модель угроз, или быстро расширить перечень объектов при интеграции с поглощаемой компанией — без потери данных и необходимости сводить информацию вручную.

3.    Непрерывный мониторинг и живой учёт активов. Это особенно важно в условиях динамично развивающейся инфраструктуры. Так, при замене оборудования на критическом участке вы не только фиксируете изменение в системе, но и получаете обновленные требования к защите, без необходимости перестраивать сложные Excel-отчёты с нуля, — так безопасность всегда соответствует актуальной конфигурации инфраструктуры.

4.    Формирование полного пакета документов. Система автоматически генерирует акты категорирования, формы по приказу № 236 и модели угроз в нужном формате, что исключает ошибки и пропуски. А при изменении требований ФСТЭК России платформа мгновенно обновит шаблоны документов в сжатые сроки, и вы сможете предоставить актуальные и полные данные по первому требованию регулятора.

5.    Сокращение трудозатрат. Платформа автоматизирует самые трудоёмкие этапы — сбор данных, оценку значимости и формирование документов. Это особенно важно в условиях тиражирования однотипных систем внутри организации, когда сотрудники вынуждены многократно выполнять идентичные операции − после категорирования первой системы все последующие требуют аналогичных ручных действий: корректировки названий и внесения однотипных данных. Когда шаблон отработан для одной системы, платформа позволяет массово применять его к похожим системам, заменяя часы ручного труда минутными операциями.

6.    Доступность всем ответственным специалистам в режиме реального времени. Это исключает ситуацию, когда разные отделы работают с устаревшими или противоречивыми данными. Например, ИБ-специалист может сразу видеть правки, внесённые техническим администратором, и оперативно оценить их влияние на категорию значимости объекта, что ускоряет согласование и повышает точность учёта. Это особенно важно для распределённых компаний, где филиалы самостоятельно обновляют данные, но центр сохраняет полный контроль над итоговой конфигурацией.

7.    Снижение кадровых рисков и сохранение экспертизы. Автоматизация процессов категорирования объектов КИИ формирует устойчивую основу, минимизирующую зависимость бизнеса от человеческого фактора. В случае увольнения ключевых специалистов система сохраняет весь накопленный опыт: данные обследований, акты категорирования, модели угроз и методики расчётов. Это создаёт эффект «цифровой корпоративной памяти», который обеспечивает преемственность процессов и позволяет новым сотрудникам не начинать работу с нуля, а быстро вникать в специфику и включаться в работу. Автоматизированная система не заменяет специалиста, а становится его надёжным помощником, ускоряющим адаптацию и обучение, что особенно критично в условиях дефицита квалифицированных кадров в сфере кибербезопасности.

8.    Повышение эффективности и мотивации персонала. Важным, но часто упускаемым из виду преимуществом автоматизации рутинных процессов категорирования является положительное влияние на команду специалистов. Постоянная высокая нагрузка, связанная с монотонным анализом тысяч систем и ручными расчётами, ведёт к профессиональному выгоранию и снижению концентрации. Высвобождая сотрудников из-под гнёта таких трудоёмких задач, автоматизация позволяет им переключиться на более стратегические и интеллектуальные виды деятельности — анализ комплексных угроз, совершенствование архитектуры безопасности, проведение расследований инцидентов. Это не только повышает операционную эффективность, но и усиливает вовлечённость сотрудников, снижает текучесть кадров и делает позиции в области кибербезопасности более привлекательными на конкурентном рынке труда.

Таким образом, описанные преимущества формируют новый отраслевой стандарт работы с КИИ. Это больше не вопрос «быть или не быть», а вопрос выбора конкретного решения, которое позволит реализовать весь этот потенциал на практике.

Прямым нормативным подтверждением этого тренда служит п. 23 нового приказа ФСТЭК России № 117, который предписывает специалистам по защите информации активно внедрять средства автоматизации и аналитической поддержки своей деятельности. В этой связи АльфаДок представляет собой готовое решение, которое учитывает все требования законодательства, организационную структуру субъектов КИИ и технологическую архитектуру объектов КИИ. Подробнее о его возможностях при проведении категорирования поговорим в следующей главе.


АльфаДок берёт на себя рутину: как автоматизировать 

процесс категорирования объектов КИИ

Представьте себе процесс категорирования, в котором не нужно неделями разбираться в хитросплетениях приказов ФСТЭК России, вручную сводить данные в Excel и постоянно сверять шаблоны на актуальность. Такой подход становится реальностью с внедрением автоматизированных решений.

Чтобы устранить эти барьеры и помочь ИБ-специалистам, с 2018 года в АльфаДок реализуется полное документальное сопровождение процесса защиты объектов КИИ: от категорирования до регламентации обеспечения безопасности значимых объектов КИИ.

Рассмотрим ключевые возможности платформы АльфаДок.

Начальным этапом является формирование комиссии по категорированию — фундаментальное требование, закреплённое в постановлении Правительства РФ № 127. АльфаДок не только предоставляет инструменты для назначения состава комиссии, но и обеспечивает документальную поддержку этого процесса. Платформа автоматически генерирует два ключевых документа: приказ о назначении комиссии и положение о комиссии по категорированию, структурно отражающие все требования постановления, включая порядок работ, права и обязанности членов комиссии, а также регламент принятия решений. Это создаёт чёткую процессную основу для дальнейшей работы.

Для практической реализации этих задач в платформе предусмотрен специальный функционал. В мастере опроса выделен отдельный блок «Ответственные», предназначенный для удобного назначения комиссии без необходимости поиска данных в разрозненных источниках. Здесь можно сразу определить председателя, членов комиссии и заместителя председателя, обеспечивая прозрачность и оперативность формирования рабочей группы. Такой подход позволяет не только соблюсти формальные требования, но и сразу закрепить зоны ответственности, что критически важно для последующей эффективной работы по категорированию объектов КИИ.

Screenshot_1.png

Сформированная комиссия выполняет ключевые этапы работы: определяет перечень объектов КИИ, проводит их категорирование путём расчёта значений критериев значимости и фиксирует результаты в актах категорирования.

Для обеспечения полной прозрачности и документирования каждого этапа в системе предусмотрена возможность фиксации всех рабочих процессов комиссии, что включает протоколирование заседаний, закрепление принятых решений и прикрепление соответствующих файловых материалов. Данный подход обеспечивает не только полную отслеживаемость процесса принятия решений, лёгкий доступ к архивным материалам, но и возможность аудита и проверки деятельности комиссии.

Screenshot_6.png

Для начала практической работы с объектами КИИ необходимо внести в систему их детализированные характеристики. В АльфаДок это реализуется через создание комплексных карточек объектов, куда вносятся все сведения, критически важные для категорирования: технические параметры, архитектурные особенности, взаимосвязи с другими системами и иные данные, влияющие на оценку значимости. Комплексный учёт программного обеспечения, технических средств объектов КИИ и средств, используемых для обеспечения безопасности объектов КИИ, предоставляет полноту исходной информации для последующего анализа и исключает риск упущения ключевых параметров.

Важной особенностью платформы является возможность ведения учёта и в формате сводных реестров по организации, что важно для консолидированного анализа всей критической инфраструктуры организации.

Screenshot_3.png

В отличие от распространённой практики хранения данных в разрозненных Excel-таблицах или локальных документах, АльфаДок обеспечивает централизованное управление информацией об объектах КИИ. Платформа позволяет сохранять и отслеживать всю историю изменений: данные о разработчиках систем, историю обслуживания, связанные документы и другие релевантные сведения. Это особенно ценно, учитывая, что во многих организациях такая информация часто фрагментирована, частично отсутствует или хранится в различных системах — SMDB, ITAM, ITSM и аналогичных решениях.

Ключевым преимуществом АльфаДок является комплексный подход к учёту не только характеристик объектов КИИ, но и связанных с ними активов. В отличие от узкоспециализированных решений, платформа обеспечивает единое пространство для управления всей информацией, необходимой для категорирования, что значительно повышает эффективность процесса и снижает риски, связанные с использованием неактуальных или неполных данных.

Соответственно, первоначальный этап работы в АльфаДок связан с комплексной инвентаризацией объектов КИИ и детализированным описанием их характеристик. Эта функция реализована через специализированный реестр объектов, который обеспечивает не только полноценный учёт, но и систематизацию всей критически важной информации.

Теперь о самом процессе категорирования. Для соблюдения требований постановления Правительства РФ № 127 платформа АльфаДок предлагает два практических подхода.

Первый путь – работа через карточку учтённого объекта КИИ. На специализированной вкладке «КИИ», помимо описания характеристик объекта, доступен шаг «Категорирование объекта КИИ». Здесь представлены все показатели, указанные в постановлении № 127, с детализированными подсказками и пояснениями. Для каждого показателя необходимо определить его применимость или неприменимость к конкретному объекту.

Screenshot_5.png

Ключевой элемент процесса — встроенная система валидации данных. Для каждого показателя важно не только указать применимость или значение, но и детально обосновать выбор. Именно отсутствие аргументации часто становится причиной замечаний со стороны регулятора. АльфаДок решает эту проблему через обязательные поля пояснений и автоматизированный контроль корректности заполнения. Платформа автоматически рассчитывает категорию значимости на основе внесённых данных, что исключает субъективные ошибки и обеспечивает соответствие методике расчёта.

Screenshot_4.png

Второй путь категорирования в АльфаДок ориентирован на комплексную работу с объектами КИИ в масштабе всей организации. Для этих целей в платформе реализован специализированный инструмент — тематический мастер-опрос по КИИ. Его ключевая особенность заключается в визуализации процесса: последовательность шагов подсвечивается зелёным цветом при полной согласованности данных и красным — при выявлении противоречий или неполноты информации. Это позволяет специалистам поэтапно устранять неточности и добиваться полной непротиворечивости данных по всем объектам.

Для организаций с большим количеством типовых объектов КИИ критически важен инструмент массового копирования параметров. Вместо ручного заполнения одинаковых данных для сотен однородных систем пользователь может один раз настроить параметры для эталонного объекта и затем распространить их на необходимое количество объектов.

Практическая ценность решения подтверждается реальными кейсами, где организациям с сотнями однотипных объектов КИИ удалось сократить время категорирования с нескольких недель до дней. Это не только снижает трудозатраты, но и гарантирует абсолютное единообразие подхода ко всем однотипным объектам.

Стоит отметить, что процесс категорирования в АльфаДок интегрирован с оценкой актуальных угроз безопасности информации. Для каждого объекта КИИ система автоматически формирует модель угроз с учётом его архитектуры и условий функционирования. Это позволяет принимать более обоснованные решения о категории значимости и необходимых мерах защиты и обеспечивает сквозную согласованность данных между моделью угроз и актом категорирования.

Ключевым результатом процесса категорирования является формирование полного пакета документов, который в АльфаДок систематизирован в специальном разделе «Портфель документов». Это централизованное хранилище содержит все необходимые документы: от приказов о создании комиссии и положений о её работе до актов категорирования и сведений о результатах по приказу ФСТЭК России от 22.12.2017 № 236. Пользователи могут легко скачать их, распечатать, собрать необходимые подписи у руководителя и членов комиссии, а затем направить во ФСТЭК России. В отличие от иных документов, конвертируемых в PDF, акты категорирования сохраняются в формате .ods, что полностью отвечает требованиям регулятора.

ортфель документов_1.png

Для удобства навигации реализована система меток, включая метку «Проверяющая организация», которая точно указывает, какие документы необходимо подготовить для предоставления регулятору. Это существенно упрощает процесс подготовки к проверкам и исключает возможность упустить критически важные документы.

Платформа также предоставляет инструменты для сопровождения взаимодействия с регулятором, включая: формирование сопроводительных писем, учёт исходящей и входящей документации, фиксацию дат направлений и ответов, отслеживание статусов по каждому обращению и др. Для значимых объектов дополнительно предусмотрено внесение государственного регистрационного номера непосредственно в карточку объекта. Так, вся информация о процедуре категорирования доступна в едином интерфейсе, что обеспечивает прозрачность процесса и позволяет в любой момент восстановить полную историю взаимодействия с регулятором по каждому объекту КИИ.

Важно подчеркнуть, что ценность АльфаДок выходит далеко за рамки категорирования. Собранная для категорирования информация продолжает приносить пользу на всех этапах эксплуатации объектов КИИ: от планирования изменений и модернизации инфраструктуры до оперативного реагирования на инциденты и проведения плановых проверок.

Для организации защиты значимых объектов в приложении можно сформировать техническое задание на создание системы безопасности значимого объекта КИИ с учётом мер безопасности, соответствующих требованиям ФСТЭК России. Пользователь может проанализировать предложенные меры, внести корректировки с учётом специфики объекта и утвердить итоговый план защиты.

Таким образом, внедрение платформы АльфаДок кардинально преобразует процесс категорирования объектов КИИ. Ключевыми достижениями являются:

1.     Комплексная автоматизация сквозных процессов. АльфаДок охватывает весь цикл работ — от формирования комиссии и внесения данных об объектах до расчёта категорий значимости, формирования и отправки полного пакета документов во ФСТЭК России. Это устраняет необходимость использования разрозненных инструментов (например, Excel) и значительно экономит время.

2.     Гарантия нормативного соответствия. Платформа обеспечивает строгое соблюдение требований постановления Правительства РФ № 127 и приказов ФСТЭК России. Встроенные механизмы валидации данных, обязательные поля для обоснования решений и автоматический расчёт категорий минимизируют риски субъективных ошибок и получения замечаний от регулятора.

3.     Формирование единого и достоверного источника данных. Централизованное хранилище информации об объектах КИИ и всех сопутствующих документов создаёт целостную и актуальную информационную базу. Это обеспечивает прозрачность процесса, упрощает аудит и позволяет использовать эти данные для дальнейшего управления жизненным циклом объектов, выходя далеко за рамки задачи категорирования.

4.     Сквозная согласованность и снижение рисков. Интеграция процесса категорирования с оценкой актуальных угроз безопасности позволяет принимать более обоснованные решения. Инструменты массового копирования параметров для типовых объектов обеспечивают единообразие подхода и исключают дублирование рутинных операций.

АльфаДок не просто автоматизирует рутину, а предлагает стратегическое решение, которое превращает сложную нормативную обязанность в управляемый, предсказуемый и эффективный процесс. Это позволяет специалистам по информационной безопасности сосредоточиться на аналитических и стратегических задачах, а не на механической работе с документами, что в конечном итоге повышает уровень защищённости критической информационной инфраструктуры в целом.


Вместо заключения: выбор за вами — тратить ресурсы или получать результат

Ручное категорирование объектов КИИ сегодня — это не просто архаичный метод, а прямая угроза безопасности и операционной эффективности организации. Оно порождает ошибки, непозволительные задержки и создаёт «слепые зоны» в системе защиты объектов КИИ.

Автоматизация — это уже не опция, а необходимость. Она кардинально меняет парадигму, превращая категорирование из разовой обузы в непрерывный, управляемый и прозрачный процесс. Вы получаете не просто отчёты для регулятора, а живой, актуальный инструмент для принятия взвешенных решений по безопасности.

Пришло время действовать… Мы предлагаем вам на практике оценить эффективность автоматизированного подхода. Закажите бесплатную демонстрацию АльфаДок для вашей организации – и мы адаптируем показ под специфику вашей инфраструктуры и ответим на все вопросы. Давайте выстроим систему безопасности объектов КИИ вместе!


Оставить заявку

Позвонить по тел. 8 800 500-52-33

Статьи по теме
Кейсистемс-Безопасность Контакты:
Адрес: пр. М. Горького, д. 18Б 428000 Чебоксары,
Телефон:88005005233, Электронная почта: alfa@npc-ksb.ru